Home
 
 
15 June 2008 @ 04:27 pm
Про фанфикшен и кастрацию литературы  
Что-то хочется мне в сто и первый раз поговорить о фиках как литературе. По мотивам одной дискуссии в чужом ЖЖ. Внимание! под катом страшно провокационный контент (как вы легко можете догадаться по заголовку :)). Лучше не читайте, честно.

А все потому, друзья мои, что страшно меня достал вот этот подход: "Роулинг - создатель придуманного ею мира, а автор X - фикописец, поэтому Роулинг априори лучше, а автор X примазывается к чужой славе". И что я хочу сказать вам, dear friends, по этому поводу.
А могу я сказать для тех, кто не в курсе, что литература, как это ни удивительно, появилась в мире не вчера. Более того, она появилась даже не позавчера. Она появилась задолго до конвенции об авторском праве 1973 года. Мне даже страшно сказать, насколько задолго. Как минимум, лет так за три тысячи до, а то и больше. История мировой литературы НЕ ограничивается Толкиеном и Роулинг. Я понимаю, что в это сложно поверить, да...
Так вот - второе шокирующее открытие - в этой самой истории мировой литературы написание фиков всегда было в самом что ни на есть порядке вещей. Гомер излабал огромную сагу про Ахилла, Одиссея и других всякоразных ахейцев или кто-они-там. Это было ужас как давно. Но не успел Гомер толком упокоиться, где он там упокоился, как соотечественники в лице древнегреческих драматургов кинулись сочинять драмы и комедии по мотивам его саги. Примазывались, панимаишь, к чужой славе, еще и - ужас! - смеялись над гомеровскими героями или безбожно искажали их characters. Нам еще повезло, что не вся древнегреческая литература (читай: не все эти кошмарные опусы) до нас дошла.
Дальше - больше. Римляне вели себя совсем несообразно. Вергилий взял у Гомера второстепенного персонажа (а может, не у Гомера; хрен его знает) и сочинил свою сагу длиной в черт-знает-сколько свитков пергамента. Впрочем, судьба ему отомстила - не прошло и полутора тысяч лет, как Данте написал о самом Вергилии РПС :)) Неэтичненько, ага.
По мере развития цивилизации и внедрения общечеловеческих ценностей ситуация в литературе отнюдь не улучшалась. Кто и как только не переписывал несчастные легенды о короле Артуре, да так, что ко времени Мэлори они изменились до полной неузнаваемости (позже Мэри Стюарт напишет еще фанфик по Гальфриду Монмутскому, и не она одна).
В Новое время дела шли не лучше. Шекспир стянул сюжет "Гамлета" у Саксона Грамматика, все в нем перековеркал и написал полное АУ и ООС. Но Шекспир, говорят, тырил сюжеты еще и у Кристофера Марло, и у кого только не. Судьба, впрочем, отомстила и ему - кто только ни экранизировал его пьесы и как только ни переделывал. Вместо приличных "Ромео и Джульетты" разводили разные там вестсайдские истории. А увидев то, что сделал Куросава из "Короля Лира", Шекспир упал бы в обморок.
Последователи Шекспира в славном деле заимствования сюжетов имеются и в наши дни. Не будем тыкать пальцем, но кое-какая книга Стивена Фрая до ужаса напоминает по сюжету "Графа Монте-Кристо". Бесстыдно напоминает, я бы сказала. Но я все равно люблю Фрая. Я аморальная личность :)
Если даже авторские произведения подвергаются такому надругательству, то что же говорить о несчастных, беззащитных плодах коллективного народного творчества? Сотни и тысячи авторов в истории мировой литературы со времен того же Гомера считали своим долгом оттянуться на греческих мифах. И ладно бы писатели - еще и поэты. Вот некий Осип Мандельштам пишет:
Где милая Троя? Где царский, где девичий дом?
Он будет разрушен, высокий Приамов скворешник...

Это же фанфик, друзья! Еще и от лица нового персонажа (марти-сью, марти-сью, марти-сью...)! Точно АУ! Этот Мандельштам вообще русский, он наверняка исказил греческие (ну, хорошо, малоазийские) реалии!
Что до сказок - вернемся к сказкам, - то, например, Перро еще более-менее следовал фольклорному канону в своей "Золушке" - но что с ней было потом... Про извращенное воображение авторов и режиссеров, эксплуатировавших судьбу Белоснежки, я уже просто молчу. Сами понимаете :)
Алексей Толстой написал фик по Пиноккио, да еще и насовал туда литературных аллюзий своего времени, которые вовсе не имеют отношения к Пиноккио. Волков нагло передрал "Волшебника страны Оз", да еще и написал кучу АУ-шных сиквелов (некоторые из них, например, "Урфин Джюс", нравятся лично мне куда больше сиквелов, которые писал сам Баум).
Да что сказки? Досталось даже священным текстам! Знаете ли вы, dear friends, что Евангелие от Иоанна местами очень даже АУ по отношению к синоптикам? А уж Откровение - это какой-то кроссовер, прости господи.
Апостол Павел тоже писал фанфики из фанфиков, причем местами абсолютно ООС. Например, в каноне четко сказано: "Я послан к погибшим овцам дома Израилева". А Павел возьми и переверни все на 180 градусов: "Несть, мол, ни эллина, ни иудея". Что, скажете, это то же самое, просто Павел глубже растолковал канон? А откуда ему знать, как правильно толковать канон? Он вообще поначалу его ненавидел и был, между прочим, гонителем христианского фандома! Утверждал, что, мол, речения Господа нашего Иисуса Христа есть АУ и ООС по отношению к Ветхому Завету! Камнями побивал фандомовцев, между прочим! А потом, глядите-ка, раскаялся, стал фанатом (свет его, видите ли, осиял на дороге в Дамаск, ну-ну) и даже пролез в модераторы :) Какая наглость!
Если же серьезно, друзья мои, то одна из важнейших фишек литературы (вместо "фишек" должно быть какое-то умное слово, но я не могу его вспомнить) - в том, что идеи одних людей находят отклик в других людях. Таково вообще свойство человека - обмениваться мыслями. Если бы это было не так, то мы бы до сих пор сидели по пещерам, долбили камнем о камень и зорко следили бы, чтобы никто другой не скопировал и, боже упаси, не исказил наш конкретный, неповторимый, авторский рисунок сколов на камне.
Однако нам повезло. С момента появления литературы, сначала устной, потом письменной, нахождение отклика в другом человеке, нахождение близкого тебе в книге другого человека, нахождение своего "я" в другом - одна из главных ценностей литературы, то, что дает нам счастье от чтения. (Это не я такая умная, это Рабиндранат Тагор сказал :)) Литература и культура в целом - не просто набор книг, картинок, разных скульптур и проч. Это система _связей_ между людьми. А связи предполагают ответ. Обратный отклик. Фидбэк. "Гамлет" Шекспира - это фидбэк на "Деяния датчан" Саксона Грамматика, а тот, в свою очередь, писал РПС по реальным событиям, которые были задолго до него, если вообще были, а он не придумал половину от себя. "Энеида" - фидбэк на "Илиаду". "Ран" Куросавы - фидбэк на "Короля Лира", а "Король Лир" - фидбэк на народные сказки. "Властелин колец" - тоже фидбэк на кучу разных вещей, от "Беовульфа" до финского эпоса (это если верить литературоведам; я в толкинистике не разбираюсь), потому что при всем уважении к Толкиену он не творил на пустом месте.
На пустом месте вообще, строго говоря, творил один Господь Бог. Все остальные, в том числе авторы и аффтары, - лишь последователи, пищущие фанфики на тот единый огромный мир-текст, который сочинил для них Создатель.
Возвращаясь к литературе - да, это единый огромный организм, система нервных связей. Вот смотрите:
Как журавлиный клин в чужие рубежи -
На головаx царей божественная пена -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?..

- пишет Мандельштам, и по сути - это фанфик на Гомера.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции, у моря...

- пишет Бродский, и да, это фанфик не то на Марциала, не то еще на кого из римских поэтов (или намек на Овидия, а может быть, "и намек").
Так вот, в этом-то и красота, в этом-то и уникальность культуры в целом и литературы в частном - что Мандельштама и Гомера, Бродского и Овидия разделяют две тысячи плюс-минус пятьсот лет, и много километров, и разные языки, и разное вообще все. Но может ли быть что-то более важное, большая награда для поэта, лучшая судьба, чем когда написанное им вот так две тысячи лет спустя зацепляет кого-то, и он в свою очередь пишет _так_?
А это и есть литература, friends, это и есть культура, как то общее, что есть между нами независимо от времени и чего угодно еще.
Люди, которые рьяно и упорно пытаются вырезать из культуры и возвести на пьедестал некие "каноны", отбрасывая все остальное, потому что оно-де вторично, напоминают мне того самого халифа, который, по легенде, сжег Александрийскую библиотеку (я не знаю, было ли это в реальности). Якобы он сказал: "Если во всех этих книгах написано то же, что в Коране, они не нужны. Если в них написано не то, что в Коране, они вредны". И сжег, ага. Тоже, видно, не любил фанфики.
Откуда же берется такое отношение в просвещенные наши дни? На самом деле оно появилось вовсе не из стремления защитить любимых авторов. Изначально его основа лежит в желании защитить их доходы. Именно для этого (а как вы думали?) принималась конвенция об авторском праве. В результате, как водится, благое намерение обернулось своей противоположностью, и теперь уже не знаешь, не надо ли тебе платить авторские отчисления за одну цитату современного автора, состоящую из одного предложения. А почему, вы думали, все цитируют классиков? Потому что они жили давно, и им ничего платить не надо :)
В итоге получается тот самый разрыв связи. Отвержение самой идеи культуры как того, что связывает людей. Культура предполагает в том числе и свободу. Любой из нас свободен сказать, что Вергилий нравится ему больше, чем Гомер, а Волков больше, чем Баум, а Шекспир больше, чем Саксон Грамматик, или наоборот - как угодно. Но мы вольны это делать, потому что и Шекспир, и Гомер, и Вергилий жили хрен-знает-когда, а Волков и Баум - не хрен знает когда, но все равно до конвенции об авторском праве. И с ними все можно. А с Толкиеном и Роулинг уже нельзя, потому что это _канон_, и сказать, что некий фикописец мог написать об их мире лучше них самих, - плевок в лицо авторскому праву, которое из чисто юридической защиты литературы превратилось в ее прокрустово ложе.
И что самое страшное - что этот подход начинает восприниматься как мейнстрим литературы. Приходят люди, которые просто в силу молодости или чего-то еще не особо знают литературу, кроме Толкиена и Роулинг. Им говорят: "Вот канон, вот не канон, и так должно быть". И они соглашаются, и думают, что так и надо, даже не догадываясь, что до Толкиена и Роулинг в мире было много разного, и всякого, и так, как сейчас, было не всегда...
Такой подход есть ничто иное, как кастрация культуры. Не более и не менее. Потому что в данном случае отсекается именно то, что дает жизнь культуре - как одновременно инструменту и плоду связей между людьми.
Что до меня, моя позиция проста. Я не призываю отменить конвенцию об авторском праве, боже упаси. Авторы тоже люди, и им надо на что-то жить. Если они за счет этой конвенции получат больше денег за свои книги - то и замечательно. Но я против того, чтобы этот чисто юридический, узкий, частный подход распространялся на сферу культуры в целом. Я за то, чтобы книги имели право называться книгами, а не делиться на фанфики и ориджи.
Я люблю читать книги. Что особенно ужасно, я люблю читать хорошие книги, а плохие не люблю. И если книга хорошая, мне, честное-пречестное слово, наплевать, фик это или ориджинал. Если мне нравится valley, я буду читать valley. Если мне нравится Мэвис - я буду читать Мэвис. И меньше всего меня интересует, что это фик по Роулинг. Точно так же, как меня не интересует, фиком по отношению к чему является "Повесть о блистательном принце Гэндзи", например. Если это фик, конечно.
Но фишка в том, понимаете, что я не хочу знать, фик это или нет. Мне все равно. Это хорошая книга. Это хорошо рассказанная история. Для меня этого достаточно.
Вот так.
Все вышенаписанное есть, разумеется, имхо, имхо и не более чем имхо.
Я могу ошибаться, но это мое мнение. Очень надеюсь, что думать мы пока свободны не по "канону".
 
 
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( Post a new comment )
alex_celly[info]alex_celly on June 15th, 2008 01:34 pm (UTC)
Абсолютно согласен - более того, будучи весьма пристрастен, хочу отметить, что история великих фиков получилась весьма недостаточной (сам-то Гомер, блин, не фики на мифы писал? А М. И. Цветаева, у которой что ни пьеса - то фанфик то на мифы, то на Казанову, то на чёрта в ступе...).

Однако объяснить всё вышеизложенное идиотически-серьёзным "критикам", "литературоведам" и прочим мутантам от литературы и филологии не представляется возможным. Ибо вся вышеобматерённая касто-секто-тусня - она держится только на дебилистических понтах...

В общем, всё по-прежнему. Будем делать дело и забивать на тех, кто не умеет ничего, кроме понтов...
Штатный летописец Темного Лорда[info]rakugan on June 15th, 2008 02:02 pm (UTC)
Отож :)
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 02:07 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]rakugan on June 15th, 2008 02:09 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 02:14 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 02:30 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]trelawney_ on June 15th, 2008 02:33 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 03:16 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]trelawney_ on June 15th, 2008 03:19 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 04:24 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]trelawney_ on June 15th, 2008 04:26 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 05:37 pm (UTC) Expand
Áine: Reepicheep[info]arandilme on June 15th, 2008 01:44 pm (UTC)
Об этом очень хорошо написал Умберто Эко в "Имени розы" - о связи времен в литературе :)

А вот еще шикарная вещь на тему, минут так семь-десять здорового смеха гарантировано :)
Áine: A cup of coffee[info]arandilme on June 15th, 2008 01:47 pm (UTC)
Да, ничего провокационного не увидела :)
(no subject) - [info]rakugan on June 15th, 2008 02:01 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 02:29 pm (UTC) Expand
Эллин Асгерд[info]asgerd on June 15th, 2008 02:00 pm (UTC)
Спасибо.
Штатный летописец Темного Лорда[info]rakugan on June 15th, 2008 02:07 pm (UTC)
Да не за что :)
Ольга (Арьята Кари): Арьята[info]mystery_kepper on June 15th, 2008 02:15 pm (UTC)
ППКС!
кстати, вот тебе еще про фанфик пример: Басни Крылова -- фанфик на Басни Эзопа. Причем из канона куски выдраны, не целиком канон использован!!!!
И еще.. Ревнтели авторского права и канона почему-то не берут во внимание Перумова. а ведь фанфик по Толкину... Причем не хороший фанфик. а именно ванвег! Но издают и читают же....
Ольга (Арьята Кари): юмор-ГП[info]mystery_kepper on June 15th, 2008 02:18 pm (UTC)
А уж какой фанфик Шварц писал! Это ж как он Тень Андерсена переврал-то! Жесточайшее АУ и ООС!
(no subject) - [info]velhan on June 15th, 2008 06:01 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:11 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alwdis on June 16th, 2008 10:44 pm (UTC) Expand
Лохмач: brain[info]sunny_loxmi4 on June 15th, 2008 02:16 pm (UTC)
Согласна.
Кстати, в еврейской среде во времена раввинистической литературы были популярны разнообразные "неканоничные" истории из жизни знаменитых законоучителей. Натуральный РПС.:) Богатство сюжетов поражает воображение. Мы в шутку называем эти истории фанфиками про раввинов.:)
Тайсин[info]taisin on June 15th, 2008 09:28 pm (UTC)
А фики про святых? :) РПС как оно есть.
Тупик Флудильщика: mia[info]evenover on June 15th, 2008 02:24 pm (UTC)
Долго смеялась :) Средневековые монахи вообще друг у друга переписывали одно и то же, но скорее потому, что другое было переписывать нельзя...
Меня немного беспокоит пренебрежительное отношение к авторам, которые создали свой мир - к той же Роулинг. Пусть она позаимствовала кое-что у предешственников, но аранжировала по-своему, дала имена и характеры героям, а теперь её за каждое интервью пинают ногами, как будто она не имеет право на собственные фанфики :)
Ольга (Арьята Кари): Арьята[info]mystery_kepper on June 15th, 2008 02:28 pm (UTC)
Ну так и писала бы ФАНФИКИ! Книги, в смысле. Те же самые факты в литературной обработке. Все были бы только рады... А когда молчать сил нет, а описать тех же сил не хватает, то пошло.... Вот тем-то интервью и плохи. Плюс тем, что она порой в них своему же тексту дико противоречит, создавая непонятки.
(no subject) - [info]evenover on June 15th, 2008 02:33 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 02:40 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]evenover on June 15th, 2008 02:43 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 02:48 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]evenover on June 15th, 2008 02:54 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 03:03 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]evenover on June 15th, 2008 03:11 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 03:15 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]evenover on June 15th, 2008 03:19 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 03:47 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 07:09 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]evenover on June 15th, 2008 02:37 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ekzon on June 17th, 2008 08:58 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]evenover on June 17th, 2008 09:08 am (UTC) Expand
malice_crash: pic#75775689[info]malice_crash on June 15th, 2008 02:28 pm (UTC)
+1. Знаете, вы меня на такую мысль навели! Я, наверное, потом свои фики издам - некоммерчески и в непрозрачном конверте, конечно)
Редкий пингвин[info]monochromica on June 15th, 2008 02:31 pm (UTC)
Да, в общем все верно. Со временем шелуха исчезнет. И что останется - оригинал или талантливый фанфик - еще не известно :)
svetlana_ste[info]svetlana_ste on June 15th, 2008 02:40 pm (UTC)
Олди и Валентинов (тоже, кстати, фикописцы те еще) громят тех, кто считает фантастику второсортной литературой. Ессно, с точки зрения противников Олдей, фики - это не литература вовсе.
Но я не понимаю, зачем тратить цветы своей селезенки на стадо тупых кретинов. Чего этим можно добиться? Того, чтобы те, кто сейчас говорит: "Фантастика - это фе, фики - это бе, а *** - это гениально", - изменили свое мнение на прямо противоположное? Так она все равно в тему не врубятся, а будут повторять то, что было сказано до них. Умные люди и так все понимают правильно.
Деньги и публикации - это, конечно, серьезный вопрос. Но фикрайтеры по объективным причинам разобщены, и им трудно координировать свои действия. Эх, нашлись бы люди с юридическим, экеономическим и психологическим образованием, которые доказали бы авторам, что фики повышают популярность ориджиналов! Но и тут я не уверена, что авторы поделились бы правами: деньги выше сраведливости, и если уж райтеры до сих пор ваяли бесплатно, то и дальше вполне могут продолжать в том же духе.
Так что я на ситуацию смотрю с пессимизмом.
Читерабоб[info]chiterabob on June 15th, 2008 02:40 pm (UTC)
получился офф
ой... читала-читала. мысли умные думала. дошла до "Повести о Гендзи", споткнулась и расплылась в улыбке до ушей. книга, которая приводит мою душу в относительный порядок.
несмотря на чен-гет... хе-хе
Сивилла Трелони[info]trelawney_ on June 15th, 2008 02:40 pm (UTC)
Так что если испльзование вторичной реальности - изначально плагиат, то использование законов тоже плагиат, и пришлось бы тогда обвинять в плагиате ВСЕХ писателей - и знаете кому? Господу Богу... (с) Эйлиан "Кот диктует про валар мемуар". Статья которую я не устаю цитировать и рекомендовать :)
alex_celly[info]alex_celly on June 15th, 2008 04:52 pm (UTC)
Ссылку бы...
(no subject) - [info]trelawney_ on June 15th, 2008 05:08 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 05:12 pm (UTC) Expand
Alena Emris: Master Fay[info]emris on June 15th, 2008 03:07 pm (UTC)
Хм, а что, серьезно есть много народа, который наезжает на фанфикшн в плане, что это не литература? Про фики аффторов речь не идет.
Я пока встречала только то, что некоторые утверждают: создайте такое же популярное нечто, как у Роулинг, - и только потом критикуйте мадам. Вот Белинский бы устыдился, наверное. :))
Ольга (Арьята Кари): Арьята[info]mystery_kepper on June 15th, 2008 03:12 pm (UTC)
Таки, полно! Постоянно по сети слышу. что фанфики, даже самые лучшие, это второсортная вещьь, ибо на чужом мире основана. И что литературой считать можно только ориджи.
ИМХО, фанфик -- больше даже литература. Ибо писать сложнее: в оридже можно создать себе мир под свою идею какой надо, а в фанфике надо умудриться свою идею, не покоцав ее, уложить в чей-то мир, не спротиворечив ему.
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 05:35 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 07:39 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 08:21 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 08:34 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 16th, 2008 12:07 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 16th, 2008 07:31 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 16th, 2008 08:51 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 17th, 2008 03:04 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 12:08 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]emris on June 15th, 2008 08:05 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 08:26 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]emris on June 16th, 2008 09:32 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 16th, 2008 12:09 pm (UTC) Expand
Cattiva[info]cat_tie on June 15th, 2008 03:16 pm (UTC)
Как здорово! я вот всем фико-критикам (из серии "не читал, но не люблю"), сую под нос примеры А. Толстого и Волкова:) А Вы так красиво написали и сформулировали - остается только ссылки давать. Вообще, канон-никанон, имхо, имеет значение только в том случае, если разговор идет про то, "что там у автора". Непроясненные моменты из Роулинг, Толкиена, Кассандры Клер и т.д. Во всех других случаях актуально "как написано", "внутренняя логика", "люблю ли я такие темы и такое настроение" и пр.
infravision[info]infravision on June 15th, 2008 03:28 pm (UTC)
Всё это конечно так..
Но на сколько я сужу о культурном отклике всяких разных нынешних фэндомов на фанфики, гораздо бОльший процент этих самых "культурных откликов" получают "произведеня", которые литературой назвать стыдно и абсолютно невозможно. Ведь есть фанфики и фанфеги. А называется и то и другое, в принципе, одинаково.
И где же справедливость и критерии оценки?
infravision[info]infravision on June 16th, 2008 04:30 pm (UTC)
Вот мне анекдот рассказали ффтему:

"Гомер прочитал 100 книг и написал одну....
Грибоедов прочитал 200 и написал одну...
Дарья Донцова прочитала этикетку от шампуня - и ТАК ВДОХНОВИЛАСЬ!!!"
Луна-Луна[info]100na_10veg00d on June 15th, 2008 03:30 pm (UTC)
Да, я согласна с вами. Мне кажется, что"Волшебник Изумрудного города" лучше "Страны Оз". :-) Правда, другие книги Волкова мне понравились меньше, но это уже детали.
Только я лично считаю, что как-то непорядочно хаять Роулинг, если ты сам стал известным благодаря фанфикам по ее книгам, благодаря ей. Но критиковать и хаять - это разные весчи. :-)
А что касается Толкина, так он у кого только ни заимствовал. Историю Берена и Лутиэн до Профессора написали раз сто, наверное, как и "Падение Гондолина". :-)
Луна-Луна[info]100na_10veg00d on June 15th, 2008 03:56 pm (UTC)
Да, и насчет Толкина, необязательно "разбираться в финском эпосе", чтобы все это увидеть. Я слышала, история Лутиэн перекликается с "Русалочкой", "Сиреночкой", "Снегурочкой" и тому подобных сказках, в которых чудесное существо любит смертного человека и жертвует ради него жизнью или бессмертием. А "Падение Гондолина" - якобы типичный вариант "Капитанской дочки": главный герой приходит в некую крепость, влюбляется в дочь того, кто в этой крепости главный, потом оказывается, что в эту девушку влюблен некий неприятный тип с весьма наполненной биографией, который в конце концов сдает крепость врагу... В общем, боюсь, большинство произведений, которые мы называем каноном, на самом деле давно уже фанфики. :-)
(no subject) - [info]ekzon on June 17th, 2008 09:02 am (UTC) Expand
Yakov Testelets' Journal[info]ermite_17 on June 15th, 2008 03:36 pm (UTC)
Вы действительно уверены, что фанфикшен и литературное заимствование - это одно и то же?
Ольга (Арьята Кари): Волдеморт[info]mystery_kepper on June 15th, 2008 03:50 pm (UTC)
А Вы уверены, что "Золушка" Шварца самостоятельное произведение, а не плагиат от канонической "Золушки"?;) Даже имена ведь сохранены... Даже суть событий... Плагиат, однако!
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 04:09 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 04:21 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 04:45 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 04:54 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 05:01 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 05:15 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 05:23 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 05:33 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 05:46 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 06:34 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:42 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 06:52 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 06:58 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:02 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:16 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:22 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:26 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:34 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:41 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:52 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:57 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gray_vikt on June 18th, 2008 04:25 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 18th, 2008 04:27 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mearra on June 17th, 2008 10:43 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:59 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:48 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 06:56 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:05 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:24 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:28 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:37 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:44 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:56 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 08:02 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 08:09 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilras on June 15th, 2008 10:28 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mareicheva on June 17th, 2008 12:39 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ikaruschka on June 15th, 2008 08:27 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 10:27 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ikaruschka on June 16th, 2008 02:53 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 07:16 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:18 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 04:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 04:24 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 04:37 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 04:48 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 04:53 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 04:58 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]tetroka on June 17th, 2008 09:48 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]marrch_caat on June 17th, 2008 10:51 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 15th, 2008 06:08 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 06:17 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:19 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:21 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 15th, 2008 06:41 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:43 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 08:18 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 16th, 2008 08:36 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 08:50 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 16th, 2008 09:32 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 10:28 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 16th, 2008 10:35 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 10:54 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 11:34 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 11:49 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 11:51 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 11:58 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 12:04 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]kelavrik_0 on June 18th, 2008 06:29 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 16th, 2008 12:03 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 12:12 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 12:15 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 12:17 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 16th, 2008 12:21 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 12:25 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 16th, 2008 12:47 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 12:50 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 16th, 2008 12:55 pm (UTC) Expand
(no subject) - (Anonymous) on June 16th, 2008 09:06 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ermite_17 on June 16th, 2008 09:43 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 17th, 2008 06:31 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]taisin on June 18th, 2008 04:54 pm (UTC) Expand
(no subject) - (Anonymous) on June 17th, 2008 06:31 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zmeischa on June 17th, 2008 06:33 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]taisin on June 18th, 2008 05:02 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 16th, 2008 10:32 am (UTC) Expand
sparrowhawk[info]sparrow_hawk on June 15th, 2008 04:14 pm (UTC)
согласен

лично я за право издавать "фанфики" т.е. "произведения по мотивам". никакой копирайт не может ограничивать свободу творчества. авторское право в современном мире давно превратилось в инструмент "диктатуры капитала". своры юристов, нанятых огромными издательскими компаниями, рыщут по свету аки волки голодные
Ольга (Арьята Кари): Арьята[info]mystery_kepper on June 15th, 2008 04:23 pm (UTC)
Как минимум издавать с отсылкой на канон. Ну ладно, даже с половинным гонораром. пусть уж вторую половину получит автор канона и его цепные юристы. Главное. чтобы в массы пошло.
(no subject) - [info]sparrow_hawk on June 15th, 2008 04:27 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 04:36 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]sparrow_hawk on June 15th, 2008 04:39 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 05:59 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:03 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 06:20 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 06:45 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 06:55 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:07 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]100na_10veg00d on June 15th, 2008 07:13 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:15 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:30 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:36 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:46 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:58 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 08:02 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 08:05 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alwdis on June 16th, 2008 10:41 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 08:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 07:19 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:22 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]100na_10veg00d on June 15th, 2008 07:26 pm (UTC) Expand
спасибо - [info]gilluin on June 15th, 2008 07:48 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 08:12 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 08:15 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 16th, 2008 03:03 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 16th, 2008 07:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 17th, 2008 03:02 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 17th, 2008 02:44 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 17th, 2008 05:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 17th, 2008 05:22 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 17th, 2008 05:52 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 07:21 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:28 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:35 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:41 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 07:48 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]alex_celly on June 15th, 2008 07:59 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]mystery_kepper on June 15th, 2008 08:04 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 15th, 2008 08:13 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]gilluin on June 15th, 2008 08:16 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]malice_crash on June 16th, 2008 03:07 am (UTC) Expand
Двое на одном входе[info]risteyana on June 15th, 2008 04:29 pm (UTC)
Плюстыщщща... :)
Polina[info]polina_dear on June 15th, 2008 05:57 pm (UTC)
Волшебно сказано )
И - согласна с тобой, на все сто,конечно. Частенько думаю, как было бы здорово, если бы хорошие фики могли выйти на книжный рынок, ну пусть даже с отчислениями автору "канона".
Гиллуин[info]gilluin on June 15th, 2008 07:51 pm (UTC)
Да, это приятно. Смотришь - и душа радуется. Только не так-то просто издать фик. ПТСР днем с огнем не найти, куча желающих, но не переиздают. Не из-за авторских прав, а потому что коммерчески невыгодно.
b-b-bad blues player[info]play_lock on June 15th, 2008 07:22 pm (UTC)
вы правы абсолютно.
по поводу свободы - товарищи "представители_подхода"(ПП), которые считают, что их аргументы тем весомее, чем чаще они поминают канон, те самые ПП, что во время дискуссий шарахаются от цитат из других текстов, как черт от ладана, фанфики, комментарии и комментарии к комментариям пишут только в путь))) местами, кстати, выходит полный оридж, замени имена и издавай (за свой счет))), никто слова не скажет)))
Аудьярт[info]audiart on June 15th, 2008 08:59 pm (UTC)
Да, конечно. Деление литературы на "первичную" и "вторичную" абсолютно условно. Существенно деление литературы на хорошую и плохую :) Ну, а современное законодательство о защите авторских прав вообще мало имеет отношения к творчеству.
Кстати, в "Дамах из Грейс-Адьё" Сюзанны Кларк есть одна сказка, где действие происходит в мире, придуманном Нилом Гейманом (там же, где и "Звездная пыль"). И при этом сказка совсем не геймановская, а очень кларковская.
(no subject) - [info]magic_top30 on June 15th, 2008 10:21 pm (UTC) Expand
Гиллуин: веселая[info]gilluin on June 16th, 2008 07:12 pm (UTC)
Я так и знала :)
de_groseille[info]de_groseille on June 15th, 2008 11:10 pm (UTC)
Оффтопик
Не знаю, насколько реально, что ты до меня дочитаешь, и прости-прости, пожалуйста, что пишу здесь: у меня проблемы с телефоном, не знаю, вернется ли обратно моя адресная книга, поэтому по-другому у меня просто не получится; но меня взяли за шкирку и потрясли, и мне очень-очень нужен мой фотоаппарат - с ним еще можно как-то встретиться?
anonim_from_rus[info]anonim_from_rus on June 16th, 2008 05:46 am (UTC)
Все верно.
Я бы добавил еще истерики жжистов по поводу "цитирования без спросу" их гениальных анекдотов. Такую вонь разводят, хоть уши зажимай.
Ольга (Арьята Кари): Арьята[info]mystery_kepper on June 16th, 2008 10:25 am (UTC)
"Несколько удивленно" Анекдот на то и анекдот, чтб стать народным творчеством....
А если просто про посты речь, ИМХО, главное указать автора.
boddhi[info]boddhi on June 16th, 2008 06:44 am (UTC)
"А увидев то, что сделал Куросава из "Короля Лира", Шекспир упал бы в обморок" -- не из "Короля Лира", из "Макбета".
Штатный летописец Темного Лорда[info]rakugan on June 16th, 2008 06:49 am (UTC)
Я имела в виду "Ран". Он по "Королю Лиру".
"Кровавый трон" по "Макбету", конечно. Просто я его, к сожалению, не видела, а "Ран" смотрела, так что мне проще на этом примере.
(no subject) - [info]boddhi on June 16th, 2008 06:50 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]alwdis on June 16th, 2008 10:50 pm (UTC) Expand